(автор системы тестов американский психолог Уильям Кэмпбелл; система позволяет точно выявить задатки собаки по поведению щенка - Campbell W. Be have our problems in dog. 1975г.)
ТЕСТ 1. Контактность.
Войдя в помещение, тестирующий сажает щенка на середину комнаты и делает несколько шагов в сторону двери. Затем садится на корточки и рукой манит к себе щенка. Степень контактности, доверчивости и самостоятельности щенка определяется по тому, подходит ли он к человеку и как:
- подходит тут же, хвост поднят, скалится, хватает руки зубами (А);
- подходит без задержки, хвост поднят, лает (В);
- подходит без задержки, хвост опущен (С);
- подходит медленно, хвост опущен (Д);
- не подходит (Е).
ТЕСТ 2. Следование за человеком.
Человек удаляется от щенка нормальным шагом. По манере сопровождения или несопровождения определяется степень независимости характера щенка:
- идет с готовностью рядом, хватает тестирующего за ноги, хвост высоко поднят (А);
- идет с готовностью, хвост высоко поднят (В);
- идет за человеком с готовностью, хвост держит низко (С);
- идет медленно, хвост держит низко (Д);
- за человеком не идет, уходит от него (Е).
ТЕСТ 3. Послушание.
Щенка осторожно кладут на бок, подхватывают его рукой под грудь. Щенок, оказавшийся в таком положении, своим поведением покажет, как он воспринимает физическое и социальное доминирование человека. Щенок, имеющий склонность к доминированию, будет активно сопротивляться.
Буквенного ключа этот тест не имеет.
ТЕСТ 4. Социальное доминирование.
Щенка за холку переворачивают на спину. Его поведение продемонстрирует реакцию на доминирование человека. Щенок с выраженными задатками лидера скалится на руку, рычит и кусается. Щенок с задатками независимого характера будет держаться совершенно спокойно. Щенка необходимо удерживать в таком положении до тех пор, пока не будет четко определена манера его поведения:
- борется, сопротивляется, кусается (А);
- борется, сопротивляется (В);
- двигается, лижет руки (С);
- вертится, чтобы лизнуть руки (Д);
- замирает и ждет (Е).
ТЕСТ 5. Чувство собственного достоинства.
Щенка берут снизу за живот скрещенными руками таким образом, чтоб он мог вас видеть, и удерживают в этом положении в течении 30 секунд:
- сопротивляется энергично, рычит, кусается (А);
- сопротивляется энергично (В);
- сопротивляется, затем перестает, лижет руки (С);
- не сопротивляется совсем, лижет руки (Д).
Одновременно можно тестировать всех имеющихся щенков подходящего возраста. В этом cлучае в горизонтальной линии располагают клички щенков, а под каждой кличкой в столбик ставят буквы, обозначающие результаты каждого теста. В итоге под каждой кличкой образуется вертикальная колонка из четырех букв. Сочетание букв будет разным, и на основании ключа к тестам вы получите следующие характеристики и рекомендации:
а) Два А, а также В:
- агрессивен, может укусить, если до него дотронуться;
- не рекомендуется детям, подросткам и пожилым людям;
- жестких методов дрессировки не применять.
Будет иметь тенденцию защищать хозяина от опасности.
б) Три и более В:
- собака с задатками лидера, преданная, с ярко выраженным духом соперничества;
- для детей не рекомендуется;
- хорошие задатки для охотничьих и служебных собак.
в) Три и более С:
- идеальный компаньон;
- рекомендуется для детей и пожилых людей.
г) Два и более Д с одним или более Е:
- очень покорная собака для установления контакта с человеком, потребует много усилий при воспитании;
- в общении с детьми не создает никаких проблем;
- укусить может только в виде защиты при жестоком обращении.
д) Два и более Е (особенно Е в тесте 4):
- с трудом идет на контакт, должен воспитываться по специальной методике. Если встречаются реакции В и С, то агрессивность щенка вызвана страхом. Если несколько раз отмечена реакция Д, щенок может обнаружить склонность к бегству;
- не рекомендуется для детей и подростков.
е) Когда реакции А и В плохо разграничиваются, повторить тест в другом помещении.