Алексей В. Вяткин
• Дрессировка служебных собак с 1978, работа фигурантом – с 1980
• Мастер Спорта СССР и Чемпион СССР по военизированному многоборью в 1988 с немецкой овчаркой своего разведения и подготовки
• Тренер Киевской Юношеской сборной по Военизированному многоборью со служебными собаками на протяжении 5 лет
• Подготовил Чемпиона УССР, неоднократных чемпионов городских и областных соревнований
• Подготовил более 1,500 проводников с собаками по послушанию и защите
• На службе в армии СССР – начальник питомника в роте охраны
• На протяжении 10 лет - владелец, заводчик и тренер (Red Star Kennel - Hudson, WI) самых титулованных рабочих (личная защита, охрана) Перро де Преса Канарио (Perro de Presa Canario) в США – призеров и победителей в системах и на состязаниях по WABA IronDog, K9 Pro-Sport, Dog Sport Open, Fall Brawl, PSA
• Победитель и призер соревнований для фигурантов Dog Sport Magazine в США – 1999, 2002, 2ое место - 2000, 3е место - 2001
• Основатель породного клуба International Association for the Presa Canario (IAPC) - США
• Тренер\заводчик собак с 16 титулами и сертификатами РSA (Protection Sports Association) - США
• Сертифицированный фигурант РSA, тренер сертифицированного фигуранта PSA
• Специалист по кросс-тренингу: подготовка собак для личной защиты к защитным видам спорта
• Специалист по молоссам, агрессивным собакам, различным видам тестирования собак в породах защитного и охранного предназначения
• Специалист по бесконфликтному методу дрессировки авторства Ivan Balabanov (USA)
• Автор электронных и опубликованных статей, множества фото и видео материалов по темам разведения и дрессировки
• Организатор\лектор специализированных семинаров для организаций и госструктур (полиция США, МВД Украина, Россия, Беларусь)
• Организатор\лектор образовательных семинаров по послушанию и защите на основе оперантного научения по системе бесконфликтной дрессировки – США, Россия, Беларусь, Украина, Бельгия
• В подготовке (связка тренер-проводник\собака-фигурант) использует широкий набор методик применяемых в системах PSA, Sch/IPO, KNPV, Бельгийский и Французский Ринги
• Один из тренировочных фигурантов участника Чемпионатов Мира в системе IPO (Belgium)
• Убежденный сторонник принципа необходимости жесткой комплексной проверки генетики и рабочих качеств у производителей в породах с пользовательским предназначением.
• В настоящеe время - владелец, заводчик и тренер питомника Vyatkins’ Malinois (FCI reg. 374/06)
• С Малинуа Kukay’s Zuma – Лучшая защита (С-91) по IPO 3 ранга CACIT (судья – П. Ленгварски - Словакия) – Октябрь 2005, Одесса
С Малинуа Gross Cago (собственной подготовки) – Высший балл на защите (С-97) по IPO 1 ранга CACIT (судья – П. Ленгварски - Словакия) Октябрь 2006, Одесса
С Малинуа Arno van Gelders Spijker – Лучшая защита (С-95) по IPO 3 ранга CACIT (судья – П. Петруш - Словакия) Октябрь 2007, Одесса
С Малинуа Gross Cago (собственной подготовки) – Лучший след (A-99) (судья – Й. Айтлер- Австрия) по IPO 1 ранга CACIT (судья – Й. Айтлер- Австрия) - X-ый Универсальный Чемпионат - Май 2008, Борисполь
С Малинуа Negundor Drago (IPO 2,3 - собственной подготовки) – Лучшая защита (С-96) по IPO 3 ранга CACIT (судья – Ю. Ритци - SV) – Июль 2008, Днепропетровск
С Малинуа Negundor Drago (IPO 2,3 - собственной подготовки) - Чемпион Кубка Украины по IPO 3 ранга CACIT, Лучшая защита (С-92) по IPO 3 ранга CACIT (судья - Г. Дигель - SV) – Ноябрь 2008, Харьков
С Малинуа Negundor Drago (IPO 2,3 - собственной подготовки) - Победитель XI Универсального Чемпионата ЦКВНОУ по IPO 3 ранга CACIT, Лучшее Послушание (С-93) по IPO 3 ранга CACIT (судья - Х. К. Грубе - SV), Лучшая Защита (С-95) по IPO 3 ранга CACIT (судья - Ю. Ритци - SV) – Май 2009, Борисполь
С Малинуа Negundor Drago (IPO 2,3 - собственной подготовки) - Лучшее Послушание (В-94) Лучшая Защита (С-95) по IPO 3 на Кубке Агросоюза – 2009 ранга CACT (судья – И. Ленгварски - Словакия) Май 2009, Днепропетровск
Viola Vyatkin
MALD - Fletcher School of Law and Diplomacy
Alex Vyatkin
------------------
Взято отсюда:
http://working-malinois.com/viewtopic.php?t=1011
Как обучаются собаки
( статьи взяты их Форума А. Вяткина. Оригинал можно посмотреть тут:
http://working-malinois.com/viewtopic.php?t=1052 )
Предлагаю вашему вниманию тему, которую давно хотел осветить, но из-за недостатка времени не решался начинать. Тема , на мой взгляд, очень интересная и требующая немалой "концентрации внимания".
Многие из вас посещают обучающие семинары и учатся у мастеров различных направлений в дрессировке. Часто я задаю вопрос своим знакомым, чему вы научились во время того или иного семинара. В ответ они начинают рассказывать мне те или иные "трюки" и "примочки" увиденные во время семинара....Но ведь главное не в "примочках", главное в СИСТЕМЕ которой пользуется тот или иной мастер. В моем понимании семинар удался, если человек его посетивший понял в детялях суть происходящего и сможет в дальнейшем сам применять эти знания на практике...
Для того , чтобы разобраться в деталях происходящего, вам необходимо знать как научаются собаки и тогда вы сможете понять и сознательно проанализировать тот или иной метод, а также поймете как лучше использовать его приемы на практике.
Если эта тема интересна читателям форума, я постараюсь в ближайшее время "углубиться" в ее раскрытие...
В дрессировке существует множество методов. Это и мотивационная дрессировка, это и кликер-тренинг, это и тренинг с помощью электрошокового ошейника, это и старый испытанный метод «кнута и пряника»….Все они работают в той или иной степени.
Обучение любому навыку должно быть в первую очередь проанализировано с точки зрения того, ЧЕМУ мы хотим научить собаку и КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ мы хотим получить в итоге. Следующий вопрос – каков наиболее рациональный и эффективный путь показа собакея, чего именно мы от нее хотим в обучении.
Поняв, КАК это работает и соответственно ПОЧЕМУ это работает, вы сможете самостоятельно выбирать подходящую методику дрессировки…
Что такое обучение? Обучение - это процесс происходящий в мозге собаки, который ведет к изменению поведения. Что именно происходит в мозге, мы пока точно не знаем, но мы можем проанализировать, какие факторы повлияли на то, чтобы поведение изменилось (т.е. что именно должно было произойти).
Первое, что вам необходимо усвоить - без мотивации эффективный процесс обучения практически невозможен. Когда вы обучили собаку тому или иному упражнению, она должна быть замотивирована, чтобы его повторять. Мотивация – это как горючее для вашей машины. Без него не сдвинуться с места, даже если машина полностью исправна.
Все вы, кто интересуется дрессировкой всерьез, наверное уже знакомы с теорией драйвов или «трибов» (добычи . защиты , социальный драйв и т.д) … В основе этой теории лежит понимание, что генетически (от рождения и по происхождению) различные собаки обладают различной степенью развитости драйвов (инстинктов). В соответствии с данной теорией, поведение собаки формируется под действием генетических (врожденных) предрасположенностей (драйвов) и под влиянием ее жизненного опыта.
Следующй этап – понимание сути процесса обучения
Следует различать четыре стадии :
1.Стадия приобретения знаний.
Во время этой стадии собака получает новые знания. Возьмем, к примеру, хождение рядом - собака учится в каком положении по отношению к хозяину нужно находиться, чтобы получить вознаграждение. В этой стадии дрессировщик концентрируется на правильности выполнения навыка (концентрации, позиции и т.д)
2. Стадия выработанного (доведенного до автоматизма) поведения.
На этой стадии полученное поведение (навык) переходит в разряд автоматического. Собака по команде автоматически занимает выученную позицию. В этой стадии дрессировщик может уже работать над скоростью выполнения упражнения, например.
3. Стадия генерализации.
На этой стадии собака учится применять выученный навык в новых и изменяющихся условиях, а также выполнять его в связке с другими навыками. Продолжая пример с правильным обучением команде «рядом», собака выполняет правильное движение рядом в парке, с отвлекающими факторами. Или в комплексе упражнений (рядом , лежать, подзыв, рядом…)
Эта стадия требует от дрессировщика особого труда и терпения.
4.Поддерживающая стадия.
На этой стадии собака включает новый выученный навык в репертуар своего обычного поведения. Здесь дрессировщик обязан следить за тем, чтобы выполнение навыка сохранялось всегда на нужном уровне (скорость, интенсивность, точность). Для одних собак для поддержания навыков на должном уровне требуются нечастые «освежающие» тренировки, для других требуется частый возврат к предыдущим стадиям обучения….
Обсуждая дрессировку, давайте рассматривать два вида обучения.
Первый - классическое обучение или обучение по Павлову – аксиомы, хорошо знакомые со школьной скамьи. Помните собаку Павлова? Перед подачей пищи загоралась лампочка, и в конце конццов выработался безусловный рефлекс слюновыделения.
Другими словами, схема ДО завершения обучения была: лампочка –еда –слюновыделение.
ПОСЛЕ завершения обучения: лампочка – слюновделение, еда – слюновыделение.
То есть, собака не обязательно должна была показать изменения поведения (слюновыделение) для того чтобы получить пищу. Слюновыделение возникало самопроизвольно - рефлекторно. Эту форму обучения еще называют ассоциативным, потому что собака учится ассоциировать одно действие с другим – в данном случае лампочку с едой. Если вы думаете, что классическое обучение относится только к простым формам поведения , таким как слюновыделение, вы заблуждаетесь. Возьмем пример апортировки. Собака учится , что после забрасывания предмета, дрессировщик посылает ее за ним вслед. После нескольких попыток, собака, ожидая посыла, сама начинает бежать за апортом без команды. Это и есть пример классического обучения.
Наиболее эффективный путь к обучению в этом случае - найти надежный раздражитель, который влечет за собой искомое поведение, и связать его с командой. К примеру, если вы хотите чтобы ваша собака чихнула по команде Smile, пощекочите ей нос перышком, и дайте соответствующую команду. После достаточного количества повторений собака будет чихать по команде, так как связала команду с щекотанием пером. И конечно, собака будет обучаться быстрее, если она получит за показанное поведение вознаграждение. Но об этом далее.
Оперантное (действия животного «оперируют» его жизнью, т.е. оказывают эффект на его жизнь) обучение, инструментальное обучение или обучение по Скиннеру – это все названия одного и того же процесса , во время которого животное учится , что те или иные его действия приводят к определенным последствиям. Если собака не села, она не получит лакомство. В дикой природе, если хищник не охотиться , он не ест. Другими словами что-либо происходит потому, что мы совершаем некое действие (или действия).
Если последствия показанного поведения приятны для собаки, она будет повторять это поведение снова и снова. Если нет -поведение исчезает.
Оперантное обучение сильно отличается он классического тем, что животное должно показать определенное поведение чтобы что-то получить. Т.е собака сама, своим поведением, контролирует то, что с ней происходит.
Выяснив, что такое классическое, а что такое оперантное обучение, мы должны все же помнить что реалии жизни отличаются от лабораторных условий, так что в формировании поведения чаще всего принимают участие оба процесса. Так, к примеру, Зума услышав как открывается контейнер с едой :
1.начинает процесс слюновыделения ( классическое обучение)
2.бежит к раздаточному столу, потому что знает , что оттуда получит еду (оперантное обучение)
Поведение, выработанное оперантным путем принято считать добровольным поведением.
Поведение, выработанное классическим путем – самопроизвольное(рефлекторное).
Предположим, я люблю пиццу и очень голоден. Мы с друзьями заказали пиццу, но при этом кто-то из них предложил мне $ 100, что бы я отказался от своей порции. Добрые у меня друзья Smile ;
Я очень голоден, но $ 100, да еще в момент кризиса в стране, мне дороже, и я отказываюсь от пиццы Smile ;
Поведения поедания пиццы при ее виде – инструментальное, но не настолько сильное , чтобы отказаться от $100.
Однако никакие деньги не заставят голодного человека перестать выделять слюну (классическое-рефлекторное поведение) при виде дымящейся пиццы Smile ;.
Если классическое и оперантное формы обучения начинают конфликтовать более сильный эффект на поведение оказывает все же классическое обучение.
Так в свое время у Скиннера были помощники – Мария и Келлер Брэланд, которы вместе с ним изучали оперантное обучение.
Брэланды организовали свою собственную компанию, которая занималась дрессировкой различных животных для телевидения, киноиндустрии, различных аттракционов. До этого момента считалось, что любое животное может быть обучено выполнять любой трюк, если оно физически способно на это. Работы Брэландов показали, что это не так. Началось с того, что они пытались обучить енота принести и бросить монету в копилку. Поначалу обучили его подымать монету за вознаграждение. Затем приучили к копилке. Затем стали приучать его опускать монету в копилку. И вот здесь они застопорились на том, что енот не захотел расставаться с монетой. Он тер ею о копилку, зажимал ее в лапах, и лишь большим трудом дрессировщикам удалось заставить его все таки опустить монету в копилку. Затем ему дали две монеты, и вот тут возникли бОльшие проблемы. Енот стал тереть монеты еще усерднее ( хотя за это поведение его никто не подкреплял), и дрессировщики были вынуждены завершить обучение не добившись результата.
С другими животными также случались проблемы подобного характера. Брэланды решили, что проблема в недостаточной мотивации и пробовали поднять мотивацию у животных за счет голодания. Но от этого проблемное поведение только усиливалось.
Что же произошло на самом-то деле? А произошло то, что енот провел ассоциацию между монетой и едой ( классическая форма) и никак не хотел расставаться с монетой до получения пищи. Когда поведение сформированное классическим путем мешает поведению сформированному оперантным путем, первое может вытеснить второе.
Большинство дрессировочных процессов все же основаны на оперантном обучении, поэтому в дальнейшем мы будем говорить в основном о нем . Однако вы должны понимать как классическое обучение работает , иначе можно наделать множество ошибок в дрессировке, обьединяя в одну программу совершенно несопоставимые поведения.
Конечно, мы знаем много примеров когда собаки успешно освоили описанную выше схему с двумя мячами и контейнером и даже намного более сложные трюки, но при этом собаки всегда начинали с того, что обозначали контейнер с кормом. При этом ни одна из них не обучилась сложному действию до тех пор, покуда интерес к контейнеру занимал все ее внимание и обучение продолжилось только когда собака поняла, что смотреть на контейнер не имеет смысла , так как ничего не происходит. И нужно что-то сделать чтобы получить корм.
Те , кто обучает или обучал собаку концентрации внимания на моих занятиях знают, что это практически одно из первых упражнений, которому мы учим в послушании. Что делает собака , когда перед ее носом - закрытый кулак с лакомством? Wink
Факторы, влияющие на обучаемость.
Уровень депривации.
Мы все знаем , что голодная собака работает лучше за еду. Собака, испытывающая жажду, работает лучше за воду. Отдохнувшая собака работает лучше за игру. Изолированное животное работает лучше за общение с хозяином. Чем голоднее крыса, тем быстрее она бежит к концу лабиринта, где лежит еда. Это также относится и к собакам, особенно если речь идет о простом навыке.
Если мы рассмотрим сложные комплексные навыки, иногда излишняя мотивация мешает. Собака начинает сильно отвлекаться в ожидании мотиватора и не в состоянии сосредоточится. Например, рассмотрим обучение прыжка через барьер. Что происходит, если собаку сильно мотивируют с другой стороны барьера? Правильно. Она перестает следить за чистотой исполнения навыка, и в погоне за вознаграждением врезается в препятствие. Чтобы этого избежать, следует уменьшить силу мотиватора в соответствии с ее способностью концентрироваться на выполнении самого действии.
В некоторых случаях, для повышения мотивации, тренеры советуют держать собаку в боксе до тренировки. Это особенно хорошо работает с собаками, ищущими общения с хозяином. Но тогда также необходимо сажать ее в бокс сразу после тренировки, чтобы у собаки выработалась четкая ассоциация с тем, что именно тренинг ассоциируется с вознаграждением. Скажу сразу, не многие согласятся держать своих собак в клетках. Гораздо проще ограничить собаку в доступе к еде перед тренировкой.
--------------------------------------------------------------------------------