Австралийские ученые доказали, что, как и людей, собак можно разделить на пессимистов и оптимистов.
Исследование, результаты которого опубликованы в авторитетном научном журнале PLOS One, интересно тем, что эмоциональное поведение собак изучалось с помощью объективных поведенческих методов.
Для начала собак обучали ассоциировать один звук с вознаграждением в виде миски молока, а другой звук был связан с получением миски с обычной водой. Когда ассоциация уже была достаточно устойчивой, собакам включали звук, средний по тональности между первым и вторым. Некоторые животные реагировали на этот звук поведением, явно демонстрирующим ожидание вкусной награды, другие же расценивали такой противоречивый сигнал как знак того, что им предложат обычной воды, и не проявляли никакого интереса.
Исследователи пробовали включать своим хвостатым испытуемым звуки, более близкие как к первому сигналу, так и ко второму. Некоторые собаки, которых ученые назвали самыми оптимистичными, надеялись получить молоко, даже когда звук был чуть ближе к сигналу, связанному с водой.
Нужно сказать, что в результате собак-оптимистов оказалось несколько больше, но встретились среди испытуемых и явные пессимисты.
Измерили и степень оптимизма или пессимизма – о ней судили по времени, в течение которого собака подходила к нужному месту.
Ученые считают, что результаты их исследования помогут более эффективно организовывать, например, дрессировку собак. Ведь собаки-оптимисты готовы идти на риск ради получения награды, тогда как собаки-пессимисты быстрее откажутся от тренировки навыка, если сочтут награду недостижимой.
В эксперименте приняли участие 40 собак разных пород в возрасте до 8 лет, до финальной стадии дошла половина (остальных исключили по разным причинам – кто-то не смог выучить значение сигналов, кому-то, как выяснилось, не нравится молоко), и среди них оптимистов оказалось больше, чем пессимистов. Впрочем, по словам доктора Старлинг, распространять этот вывод на всех собак в целом пока преждевременно.
Результаты исследования, опубликованного в открытом научном журнале PLoS One, будут полезны как тем, кто готовит собак к выполнению тех или иных служебных функций, так и обычным владельцам, надеются авторы.
Собака-оптимист лучше справляется с ситуациями риска, готова повторять попытки, если с первого раза не достигла своей цели, в то время как пес-пессимист осторожничает и тяжелее переживает неудачи. Это не значит, подчеркивает Старлинг, что собаки-оптимисты всегда счастливы, а пессимисты – нет. Но, например, собак-поводырей лучше подбирать из числа пессимистов, а обучать искать наркотики или взрывчатку – оптимистов.
Кроме того, если время от времени оценивать оптимизм или пессимизм одной и той же собаки, это поможет оценить динамику ее эмоционального состояния. «Открывается замечательная перспектива – по существу, способ спросить собаку: «Как дела, как настроение?» – и получить ответ. Это полезно для мониторинга благополучия собаки, для того, чтобы понять, насколько этому благополучию способствуют те или иные занятия, и выяснить, что именно печалит собаку», – утверждает Старлинг.
Ранее уже проводились наблюдения, оценивающие оптимизм или пессимизм собак в зависимости от того, насколько болезненно они реагируют на разлуку с хозяином. Теперешняя работа австралийских ученых сфокусирована на позитивных стимулах, и в ходе эксперимента подопытных животных не подвергали никаким неприятным воздействиям, что делает его особенно симпатичным.